- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Институт президента рф
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000002 |
Тема: | Институт президента рф |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РФ 1.1 Исторические аспекты становления института Президента РФ………6 1.2 Место Президента РФ в структуре органов государственной власти в РФ ………………………………………………………………15 ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ 2.1 Понятие и содержание функций Президента РФ……………………...19 2.2 Порядок избрания Президент РФ и прекращение полномочий..……..25 ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 3.1 Полномочия, связанные с формированием и деятельностью Федеральных органов государственной власти …………………………..43 3.2 Полномочия во внешней и внутренней политике , полномочия как Верховного Главнокомандующего по введению ЧП и военных положений ……………………………………………………....62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………66 БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....69 ВВЕДЕНИЕ В юридической науке понятие «президент» проецируется на понятие «институт президентства», который определяется как совокупность государственно-правовых (конституционных) норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти. В политической науке институт, то есть как совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности Президента, являясь своеобразным «прочтением» Конституции главой государства. Понятие «президент» определяется как выборный глава государства, видовыми признаками которого являются выборность и срочность полномочий. Актуальной и острой является проблема взаимодействия Президента РФ с основными государственными органами; определение места Президента в системе разделений властей. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные. Объектом исследования является, круг общественных отношений в сфере полномочий Президента РФ в структуре государственной власти. Предметом исследования является конкретная группа отношений, складывающиеся при осуществление функций Президентом РФ. Цель дипломной работы исследовать роль Президента РФ по обеспечению взаимодействия ветвей государственной власти, в какой мере обеспечивает он согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, тесно ли сопрягаются полномочия Президента РФ с полномочиями других федеральных органов государственной власти. Задачи дипломной работы: 1)Сделать анализ нормативной базы, определяющий статус Президента РФ, его компетенцию; 2)Изучить доктринальные источники по исследуемой тематике; 3)Рассмотреть практику взаимоотношений Президента с органами государственной власти РФ. Необходимо отметить, что современное государственное устройство Российской Федерации можно охарактеризовать как парламентско-президентскую республику. Президент избирается народом, имеет полномочия, позволяющие ему действовать независимо от правительства и в то же время наряду с Президентом действует правительство, ответственное перед парламентом.1 В данной дипломной работе используются следующие универсальные и специальные юридические методы исследования: - логический; - сравнительно-правовой; - конкретно-социологический; - системно-структурного анализа; - историко-реконструктивный. Логический метод позволяет исследовать внутренние закономерности института Президента в системе разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях мышления. _____________________________ 1.Комментарии и Конституции РФ. – М.: Издательство ЭКМОС, 1999.С.8. Сравнительно-правовой метод дает возможность посредством анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические особенности Президента в системе разделения властей, в процессе его реализации в обществах с различными традициями. Конкретно-социологический метод систематизирует результаты социологических опросов. Дает возможность понимать динамику и специфику восприятия гражданами страны роль Президента, оценить в сознании населения степень значимости главы государства в проводимых реформах. Метод системно-структурного анализа рассматривает каждую из ветвей власти в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей между элементами власти. Историко-реконструктивный метод способствует через движение от настоящего к прошлому, от следствия к причине рассмотреть и проанализировать различные стадии эволюции взглядов на роль и место Президента в жизни общества. В дипломной работе три главы. Первая глава посвящена таким вопросам: * Исторические аспекты становления института Президента РФ * Место Президента РФ В структуре органов государственной власти. Вторая глава раскрывает конституционно – правовой статус Президента РФ. Третья глава посвящена таким вопросам, как полномочия Президента РФ в системе органов государственной власти. Это полномочия, связанные с формированием и деятельностью Федеральных органов государственной власти, полномочия во внешней и внутренней политике, полномочия как Верховного Главнокомандующего по введения ЧП и военных положений. Среди ученых занимавшихся данной проблемой можно выделить Авакьян С.А., Блажич Н.И., Машин А.А., Мухаметшин Т.Ф., Окуньков Л.А., Радченко В.И., Умнов И.А. и т.д. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РФ 1.1 Исторические аспекты становления института Президента РФ «В научной литературе проблеме функционирования института президентства уделяется достаточно много внимания. Наибольшее количество работ принадлежит перу американских ученых, поскольку институт президентства в США имеет самую долгую историю своего существования. В этой стране исследуются различные аспекты института президентства: причины его учреждения, место в системе разделения властей, взаимоотношения между Президентом и Конгрессом, нормативные акты Президента, военные и чрезвычайные полномочия Президента. Большой материал посвящен личностям американских президентов»1. Среди русских дореволюционных ученых, занимавшихся данным вопросом, можно выделить А.Д.Градовского, А.М.Гурвича, Н.М. Коркунова, П.И.Розенталя. В советский период президентство рассматривалось как классовый институт буржуазного государства, поэтому его изучение считалось неактуальным для Советского Союза, идущего по пути строительства коммунизма. «Фундаментальные изменения, проходившие на мировой арене в конце 80-х годов и связанные с крушением социалистического лагеря, стимулировали дальнейшее распространение президентства. Во главе всех государств Восточной и Центральной Европы встали президенты, ибо смена общественно-экономического строя объективно привела к восприятию государственно-политических институтов западных стран. Весьма интересен процесс создания института президентства в СССР, который стал _________________________ 1. Институт президентства: история и современность / Под общ. ред. Е.В. Матусевича. – Мн.: ИСПИ, 2003.-С.163 поворотным для судеб народов всего Советского Союза»1. Закон «О Президенте РСФСР» ОТ 24 апреля 1991 г. № 1098-12 содержал всего 11 статей, многие из которых сохранили свое практическое значение, а часть приобрела совершенно иное юридическое и фактическое содержание. Тем не менее, именно с этим актом связана историческая судьба президентской власти, истоки и причины ее трансформации, кризисов, взлета и падения. Упомянутый Закон, принятый Верховным Советом РСФСР, а спустя месяц, утвержденный Съездом народных депутатов, характеризовал Президента как высшее должностное лицо РСФСР и главу исполнительной власти в РСФСР. Многие функции, полномочия и направления деятельности Президента были сформулированы таким образом, чтобы путем введения этого органа власти укрепить авторитет российской государственной власти и силу исполнительной власти, без которой невозможно выполнение закона. Вопрос об учреждении должности Президента РСФСР в российском парламенте не вызывал столь оживленные прения и политическую конфронтацию, какие имели место ранее в Верховном Совете и на третьем Съезде народных депутатов Бывшего Союза ССР при обсуждении всех «за» и «против» введения поста союзного Президента. Предложенная в то время, концепция института Президента РСФСР как главы исполнительной власти и высшего должностного лица представляясь многим депутатам даже более демократичной, чем аналогичный институт власти на союзном уровне. Видимо, сыграло роль обстоятельство, что полномочия Президента не ограничивали парламентские прерогативы и привилегии. Тогдашний председатель Комитета по законодательству Верховного Совета Шахрай С.М., представлявший IV Съезду народных депутатов РСФСР Закон «О Президенте РСФСР» и конституционные _________________________ 1.Саква Р. «Институт президентства: или неопарналистический режим» // Конституционное право Восточная Европа, Обозрение, 2003. №4. С. 120. 2. См. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 17. Ст. 513. поправки в связи с этим Законом, полагал, что «надо добиваться того, чтобы не превратить главу исполнительной власти в фигуру чисто декоративную – для приема послов и вручения верительных грамот»1 . Такая «трогательная забота» об авторитете будущего Президента сегодня вызывает улыбку, зная характер и амбиции тогдашних и, нынешних российских претендентов на этот пост. Но суть не в том. Вероятно, большинство депутатов разделяли его мнение по поводу будущих приоритетов во взаимоотношениях парламента Президента. Ведь и при столь серьезном изменении системы высших органов Российской Федерации главная роль оставалась за Съездом и Верховным Советом. «Почему? Во-первых, все полномочия Президента определяются самим парламентом. Во-вторых, власть бюджета, власть денег. Все программы Президента, его администрации, вся исполнительская власть финансируется парламентом. В-третьих, парламент оставляет за собой право отменить любой указ Президента. При этом Президент должен издавать указы только на основании Конституции и законов. И парламент оставляет за собой право отрешить от должности Президента Российской Федерации»2. Из 898 принявших участие в голосовании народных депутатов 690 высказались за утверждение Закона «О Президенте РСФСР». Через два с небольшим года парламент, который, по словам С.М. Шахрая, полностью контролировался Президентом, оказался беспомощным перед исполнительной властью и ее силовыми структурами, выполнявшими приказ Б. Ельцина о штурме российского парламента в Белом доме. Конституционный кризис в России «разрешился» трагическими событиями 3-4 октября 1993 г., после которых прежние аргументы и суждения о демократичности и перспективности существовавшей ранее системы разделения властей, зафиксированные в Конституции, потеряли смысл ввиду _________________________ 1.Саква Р. «Институт президентства: или неопарналистический режим» // Конституционное право Восточная Европа, Обозрение, 2003. №4. С. 120. 2. Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР. Стенографический отчет. Т. 1. М., 1991. С.56 их практической несостоятельности. Для проверки истинности подобных суждений достаточно непредвзятой оценки чеченских событий, в результате которых тысячи мирных жителей. Для того чтобы в будущем избежать ущербность отечественной правовой системы и слабость конституционного законодательства, надо установить, что полномочия Президента следует начинать соответствующими указами, а военные действия должны быть ограничены согласием Совета Федерации. По своему характеру и последствиям такие события являются более чем достаточными для введения чрезвычайного положения и требуют принятия специальных законодательных мер по защите прав и интересов граждан. Закрепленные в упомянутом Законе от 24 апреля 1991 г. Четырнадцать правомочий Президента (ст.5) заложили фундамент института Президентства в России, сочетающий два основных компонента его статуса: фактического главы государства и конституционного главы исполнительной власти. Уже тогда Б.М. Лазарев и другие правоведы справедливо отмечали, что более высокий титул М. Горбачева, а затем и Б. Ельцина как высшего должностного лица в государстве имел не только престижный характер, но и налагал весьма серьезные обязанности на Президента. Однако в отличие от союзного Президент РСФСР в то время не был конституирован как глава государства и оставался только высшим должностным лицом РСФСР. Примечательно, что в последующие годы на уровень высшей должности стали претендовать и руководители других высших государственных органов. Может быть, по этой причине Конституция 1993 года и законодательство о государственной службе вообще отказались от термина «высшее должностное лицо» исходя из самостоятельности трех ветвей власти. В Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента от 11 января 1995 г. № 321, все Наименования государственных должностей, предусмотренных _________________________ 1. См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 3. Ст. 174. Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, даны без каких-либо предпочтений, в едином списке. Более того, хотя названные там руководители и другие должностные лица органов государственной власти относятся к политическим государственным должностям категории «А», их деятельность, учитывая политический характер, не считается, согласно законодательству, государственной службой. Имеется в виду, что статус, полномочия и ответственность этих лиц должны определяться специальными законами и иными нормативными актами. После принятия Конституции 1993 года Закон «О Президенте РСФСР» 24 апреля 1991 г. Признан Указом Президента от 24 декабря 1993 г. №2288 недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституции и внесен на рассмотрение Федерального Собрания, на котором лежит обязанность отмены законов, утративших силу. Из прежнего закона о Президенте в новую Конституцию не включен ряд нормативных положений, заслуживающих, на наш взгляд, внимание. Согласно упомянутому Закону 1991 года «Президент РСФСР не может быть народным депутатом. На время выполнения своих полномочий Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Президент РСФСР не занимает никакие другие должности в государственных и общественных органах и организациях»1. В Конституцию 1993 года включены большинство полномочий Президента из Закона «О Президенте РСФСР»: право законодательной инициативы, подписания и обнародования законов в течение 14 дней с момента их принятия, право отлагательного вето на принятые палатами законы с возможностью преодоления его парламентом при повторном рассмотрении закона, право назначения Председателя Правительства с согласия парламента, также назначение и освобождение министров, дипломатических представителей, объявление чрезвычайногого положения, _______________________ 1. См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 17. Ст. 513. решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами, осуществление помилования. Фактически за Президентом уже тогда были закреплены прерогативы главы государства, в том числе право вести переговоры и подписывать от имени РСФСР международные договоры (ст.5). В организационно-административном аспекте Президент РСФСР не был подчинен ни Съезду народных депутатов, ни Верховному Совету. Контрольные полномочия парламента распространялись в значительной мере на Правительство, что, естественно, ставило проблему хотя бы формального дистанцирования Президента от этого органа. Уже в те годы Президент стал реально независим от парламента, поскольку законодательный механизм отрешение его от должности в случае нарушения Конституции, законов, а также присяги, как показала отечественная практика, не стал реальной мерой ответственности Президента. Теперь, согласно Конституции 1993 года, основанием отрешения от должности может быть только государственная измена или совершение особо тяжкого преступления (ст.93). Как полагает ряд юристов, участие трех органов в процедуре отрешения от должности, сама процедура и состав преступлений делают российский импичмент гораздо более сложным, чем в США и других зарубежных странах1. Кстати говоря, в отечественном уголовном законодательстве отсутствует такой состав преступления, как «государственная измена». По этой причине ради юридической точности необходимо дать официальное толкование этого понятия либо привести новый Уголовный кодекс в соответствие со ст. 93 Конституции. Сравнивая некоторые аналогичные по содержанию нормы прежней и действующей Конституции, нельзя не обратить внимание на недостаток в последней эффективных систем сдержек и противовесов против эксцессов единоличной власти Президента. В Конституции 1993 года имеется _________________________ 1.См.: Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994. С. 434. предписание общего характера о том, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ст.3). Однако применительно к Президенту такая формулировка не имеет большого практического значения, учитывая реальный объем его полномочий и степень их концентрации на конституционном уровне. Уроки конституционного кризиса 1993 года заставили многих из нас по-новому осмыслить цену демократии и роль государственных институтов власти. Сотрудничество или, по крайней мере, мирное сосуществование Президента со Съездом народных депутатов и Верховным Советом оказалось весьма кратковременным. И главной причиной противоборства были не разные ветви власти, а «по существу две самостоятельные политические системы»1. «Именно советский характер представленных учреждений породил, - как выразился Б. Ельцин, - парадоксальное, но, в общем-то, закономерное явление: они вместо того, чтобы стать средоточием цивилизованного согласования интересов, направляют свои разрушительные усилия на исполнительную власть и Президента»2. Представляя президентский проект Конституции, один из ее авторов, С.С.Алексеев, так охарактеризовал новое содержание президентской власти: «Глава государства – это глава. Его ответственность – за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Причем Федеральное Собрание – это законы. Правительство – это управление. Суды – это правосудие. Каждый занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянута идея президентского начала, может быть, не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то _________________________ 1.Конституционное совещание. Стенограммы, материалы, документы. Т.2. М., 1995. С. 7. 2. Там же С. 12 классических формах. Но президентское начало главенствующее»1. Выступая на Конституционном совещании 5 июня 1993 года, Б. Ельцин связывал цели проведения конституционной реформы с ликвидацией угрозы анархии и безвластия, исключением возможности монополизировать власть со стороны любого института государства. Он утверждал, в частности, что «полномочия Президента ограничены правом парламента отрешать его от должности по заключению высшей судебной инстанции. При этом полномочия Президента Российской Федерации строго ограничены сферой федеральной компетенции. Он не может вторгаться в права субъектов Российской Федерации ограничены правом Президента в случае затянувшегося правительственного кризиса распустить, парламент и назначить новые выборы …»2. На этом же совещании С.С. Алексеев уточнил концепцию о сущности президентско-парламентской республики, где глава государства – Президент обеспечивает целостность государства, функционирования исполнительной власти, преодолевает кризисные ситуации, «где монополия законодательной власти принадлежит Федеральному Собранию, которое осуществляет высших парламентских контроль, где реализуется на самом высоком уровне правосудие судом, - и все это в условиях развернутого, надо надеяться, последовательного парламентаризма»3. По существу, С.С. Алексеев утверждал идею равной значимости для государства и общества Президента, парламента, исполнительной власти и судов, хотя, как в самом проекте Конституции, так и в ее окончательном виде, идею «последовательного парламентаризма» нельзя было увидеть даже через мощнейшее увеличительное устройство. Анализ законодательства в части, касающейся властных отношений в новой системе координат «Президент – Федеральное Собрание - ______________________ 1.Конституционное совещание. Стенограммы, материалы, документы. Т.1. М., 1995. С. 7. 2. Конституционное совещание. Стенограммы, материалы, документы. Т.2. М., 1995. С.12. 3. Там же С. 18. Правительство», свидетельствует, что понятие «высший парламентский контроль» слабо применимо к Федеральному Собранию в том виде, как это существует в США, ФРГ и других демократических странах. Там определяющей чертой, типичной как для парламентских, так и президентских форм правления, является парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти. В цивилизованном мире он рассматривает как естественная прерогатива высшего представительного органа государства. «Если Конгресс не будет расследовать деятельность исполнительной власти, он не сможет информировать народ о состоянии дел в его правительстве. Короче, лишить Конгресс права расследовать – это значит кастрировать его»1. Отсутствие в Конституции США источника этих полномочий Конгресса никогда не трактовался, как запрещение ему проверять деятельность исполнительной власти. Обратная сторона этого полномочия Конгресса – обязанность исполнительной власти предоставлять законодателям требуемую информацию. Верховный суд США в одном из своих решений констатировал, что «важной обязанностью представительного органа является усердное наблюдение за всеми делами правительства», что это право «охватывает проверку департаментов федерального правительства с целью выявления коррупции, неэффективности и расточительства»2. Говорить об институционализации президентской власти в полной мере правомерно лишь в отношении постсоветских республик, поскольку именно в них она носит комплексный характер. Президент наделяется рядом полномочий других властей и оказывает фактически равнозначное влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти. России это достигается за счет следующих полномочий Президента: определение основных направлений внутренней и внешней политики; формирование правительства; отставка правительства; право вето. _________________________ 1.Машин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984. С. 77. 2. Там же С. 78. 1.2 Место Президента РФ в структуре органов государственной власти в РФ В юридической науке разработаны многие смежные понятия: органа государства, самой государственной власти, государственной организации, государственного учреждения, функции государства, но понятие ветви власти (сам термин «ветвь» не является строго юридическим) не занимались. «Однако если мы стоим перед проблемой выделения новых ветвей, то этим придется заняться, иначе попытки, не имея основы, будут иметь скорее эмоциональный характер»1. Видимо, ветвь государственной власти обладает четырьмя качествами. Во-первых, это особая разновидность государственной власти в данном государстве; во-вторых, ей присуща автономия, независимость, самостоятельность при осуществлении своей функции государственной власти; в-третьих, ветвь государственной власти обладает определенными организационными формами, своими органами, правовыми институтами, регулирующими реализацию данного вида государственной власти; в-четвертых, ей присуща особая функция в управлении государством, которую не могут выполнять другие виды власти. Не все действующие органы государственной власти России «укладываются в триаду ст.10 Конституции РФ. Не входит в нее прокуратура, которую правда, некоторые авторы относятся к исполнительной власти. Особое место занимает Центральная избирательная комиссия, которая, например, в 2002 г. своим властным решением отменила решение Красноярской избирательной комиссии по выборам губернатора края и, опираясь на итоги голосования, выдала мандат губернатора. Да и Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов Федерации вряд ли можно, безусловно, отнести к судебной власти. Они никогда не судят, не рассматривают предметно гражданские, уголовные, _________________________ 1.Чиркин В.Е. «Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России». М.: Новая правовая культура. 2003 г., С.14 трудовые, иные правонарушения. Такие дела для них только повод для проверки соответствия правовых актов Основному закону – Конституции (уставу). Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную»1, органы этих трех ветвей самостоятельны. Однако следующая, 11-я статья содержит несколько иные положения. Из анализа ее текста следует, что государственная власть не ограничена названными тремя видами органов. Статья 11 устанавливает: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации»2. Три вида из перечисленных органов соответствуют трем ветвям власти, названным в ст.10, но один из органов – Президент РФ выходит за пределы триады. Это уже четвертый вид органов (в перечне ст.11 он назван первым). Какой ветви власти относится Президент РФ? В научных исследованиях иногда лишь констатируют, что он занимает место вне трех традиционных ветвей власти, иногда его относят к исполнительной власти. Последнее положение вызывает сомнения, поскольку в Конституции РФ есть четкое указание на то, что исполнительная власть России принадлежит Правительству РФ. Статья 110 гласит: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации»3. Следовательно, Президента РФ нельзя отнести к исполнительной власти, точно также как ее нельзя отнести к законодательной или судебной ветви власти. Особенности положения президента в системе разделения властей связаны, _________________________ 1.Статья 10 Конституции РФ.- М.: Издательская группа ИНФРА-НОРМА, 1997.-С.6. 2. Там же С.6. 3.Статья 110 Конституции РФ.- М.: Издательская группа ИНФРА-НОРМА, 1997.-С.27. прежде всего, с тем, что он – глава государства. Элемент законодательного участия главы государства нередко получает выражение в конституции. Как глава государства президент имеет и не может не иметь некоторых полномочий, относящихся к сфере судебной власти. Во многих странах он назначает судей. В России федеральные судья также назначаются Президентом РФ (за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, которые назначаются Советом Федерации, но по предоставлению Президента РФ). Президент РФ активно участвует в осуществлении исполнительной власти, в исполнительно-распорядительной деятельности. Он издает множество указов, которые, согласно Конституции РФ, имеют подзаконный характер и обязательны для исполнения на всей территории РФ. При Президенте РФ действует Администрация Президента, которая нередко раньше подменяла Правительство РФ, отдельных министров (это отмечалось в печати). Более того, Президенту РФ, и только ему, подчинены некоторые министерства, составляющие ядро исполнительной власти (внутренних дел, обороны, иностранных дел, юстиции и др.), ведомства, имеющие в своем распоряжении войска (службы безопасности, агентство федеральной связи и информации и др.), - всего около 15 министерств и ведомств. Ни Председатель Правительства РФ, ни Правительство РФ в целом не вправе принимать в отношении руководителей этих министерств и ведомств обязывающие решения, Правительство РФ лишь координирует их деятельность с другими министерствами и ведомствами. Не только непосредственно подчиненные Президенту РФ министры, но и другие, и сам премьер-министр (Председатель Правительства РФ) регулярно посещают Президента РФ с докладами и информацией. Осуществляя непосредственное руководство ими, Президент РФ активно участвует в реализации исполнительной власти. И все-таки такое участие не является решающей стороной в деятельности Президента РФ, и, следовательно, его нельзя отнести к ветви исполнительной власти не только из-за прямых формулировок ст.110 Конституции РФ, но и с точки зрения фактического положения-доминанты в деятельности Президента РФ. Президентская власть (вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что такая власть существует, так как о государственной власти Президента РФ сказано и в ст.11 Конституции РФ) не вписывается в триаду ст.10 Конституции РФ. В связи с тем, что Президент РФ – глава государства, его власть включает элементы участия в законодательной власти, но ее суть арбитражно-координационное осуществление государственной власти. «Определяя место Президента РФ в системе разделения властей, важно учитывать не только конституционные формулировки, но и реалии времени, когда создавалась Конституция РФ, требования Президента РФ к ее проекту. Одно из главных заключалось в том, чтобы обеспечить Президенту РФ доминирующее положение в системе разделения властей, определенные преимущества по отношению к «красному парламенту» и необновленным судам, чтобы не допустить к власти коммунистическую партию, хотя и поверженную, но сохранявшую силы, не допустить реставрации социалистических порядков. Президент РФ хотел быть, гарантом этого и действительно был им, используя всю полноту государственной власти»1. _________________________ 1.Чиркин В.Е. «Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России». М.: Новая правовая культура. 2003 г., С.16 ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ 2.1 Понятие и содержание функций Президента РФ «Термин президент происходит от латинского слова «praesidens», что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении под президентом понимают единоличного главу государства, получающего свои полномочия путем выборов»1. Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему представительному органу государственной власти - Съезду народных депутатов, в том числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивал ежегодные доклады Президента, а если считал необходимым, то мог потребовать от Президента внеочередного доклада и в любое время отменить акты. «Действующая Конституция не только не дает таких приоритетов парламенту РФ – Федеральному Собранию, но и исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Это отразилось даже на очередности глав Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание». Ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране. Теперь, согласно ст. 80 Конституции, он «является главой государства». Называясь главой государства, Президент может быть номинальной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежит правительству. Однако в России избрана другая модель, согласно которой у нас не просто сильный, а суперсильный Президент»2. _________________________ 1.Советский энциклопедический словарь М. «Советская энциклопедия» 1987. С. 1054. 2. Авакьян С.А. Президент РФ: Эволюция конституционно – правового статуса // Вестник Московского Университет. Серия 2. Право. 1998. №1. С. 17 Пост главы государства существует при всех формах правлениях. В монархических государств это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. «Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти»1. В соответствии с Конституцией «Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти»2. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. «Конституционный статус реализует в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы _______________________ 1.Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп.- М.: Издательство НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 394. 2. Статья 80 часть 2 Конституции РФ. – М.: Издательская группа ИНФРА-НОРМА, 1997.-С. 35. государства по вопросам, отнесенным к его компетенции»1. Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях. Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: